Период с 1920-х по 1960-е гг. можно охарактеризовать как период господства американской социологии, а в рамках последней - как период господства структурного функционализма. Следует отметить, что американское общество проявило наиболее прагматичное отношение к дисциплине социологии, которая представлялась как эффективное средство социального контроля. Накопление эмпирических данных в самых разных отраслях социологического знания в этот период напоминало разрастание снежного кома. Складываются эмпирически ориентированные школы, среди которых в первую очередь следует выделить Чикагскую школу.

Ее представители известны своими исследованиями в области социологии города, которая оказалась наиболее актуальной отраслью социального знания в ситуации быстрой урбанизации, повышенной миграции, дальнейшего углубления социального неравенства. Один из важнейших методов, предложенный чикагцами, - этнографический, который следует понимать скорее не как исследование этнонациональных групп, а как наблюдение (в том числе включенное) над самыми разными профессиональными группами. Данная школа известна и тем. что в ее рамках сложился подход, называемый символическим интеракционизмом.

Что касается структурного функционализма, то его основные принципы отражают консенсусный подход к изучению общества. Сами понятия "функция", "функциональность" говорят о том. что в обществе разнородные элементы, институты и роли должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Каждый социальный институт должен обладать некоторыми скрытыми функциями по отношению к другим институтам, то есть социальные институты оказываются взаимосвязанными. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы, оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты и в первую очередь классик функционализма Толкотт Парсонс (1902-1979) - внесли большой вклад в развитие системного анализа общества. Они способствовали расширению круга специализированных отраслей в рамках социологии в целом.

Если функционализм предстает как преимущественно объективистское направление в общественных науках, то символический интеракционизм - как субъективистское. Напомним, что "субъективистское" не означает "субъективное". Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как результат обмена символами, ожиданиями, как субъективную реальность, пронизанную субъективными намерениями и действиями индивидов. В частности, в рамках символического интеракционизма Ирвингом Гоффманом (1922-1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого заключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий спектакль", то есть занимаются драматургической постановкой впечатлений, получаемых другими людьми. Так во второй половине XX в. предположение Шекспира о том, что "мир - театр, а люди в нем - актеры", получило развитие в рамках социальных наук.

Информация взята из ресурса:  http://socio.rin.ru/
Copyright © RIN 2003-2013