Именно такой диагноз предложил Э. Гидденс в середине и во второй половине 1980-х гг., раскрывая три основные характеристики современного ему мира*91.

*91: {Giddens A. The Constitution Of Society, Cambridge, 1984; Giddens A. The National State and Violence. Cambridge, 1985$ Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, 1990; Giddens A. Modernity and Self-Identity. Stanford, 1991; Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // "THESIS". Вып. 1 ? 1. М., 1993. Последняя работа представляет собой лекцию, прочитанную английским социологом на пленарном заседании собрания социологической Ассоциации восточных штатов в Нью-Йорке в 1986 г. }

Первая характеристика - развитие административной власти, в первую очередь государства, включая в особенности использование информационных ресурсов. Вторая характеристика, часто остающаяся незамеченной в социологии, - развитие военной власти. Формирование современных государств очень тесно связано с военной властью и войнами. Распад традиционного мира под натиском современности не является следствием капитализма, или индустриализма, или даже концентрации административных ресурсов в руках государства. Это - совокупный итог всех процессов в сочетании с современными способами использования военной силы и ведения войны. Наконец, третья характеристика современного мира - измерение его культурой, которая выступает как отражение капитализма или индустриализма. Таким образом, Гидденс пытается создать своеобразную матрицу современного мира, анализируя его динамизм с помощью названных выше трех основных характеристик, трех измерений.

Очевидно, что динамизм человечества в XX в. определяется в значительной степени сдвигами и переходами от индустриального общества, являющегося целью модернизации, к другим обществам, рассмотрение которых получило в социологии широкое распространение. Такими "концептуальными" обществами оказались, прежде всего, постиндустриальное и информационное, теоретический анализ которых был популярным в 1980-х гг.

При этом возникает вопрос: является ли современный мир следствием развития капитализма или же результатом своеобразной экспликации индустриализма? Несмотря на разные ответы (для одних социологов главная линия - развитие индустриализма, а капитализм есть всего лишь организация индустриализма, для других современный мир выступает следствием капитализма), по существу, в большинстве из них довлеет экономический, производственный редукционизм, т.е. стремление рассматривать современное общество, прежде всего с экономических позиций. Здесь, кстати, можно видеть одну из главных причин того, что Гидденс вводит названные выше три измерения как своего рода дополнения к анализу динамики современного общества.

В соответствии с распространенными на Западе теориями постиндустриальное общество отличается от индустриального иной экономической основой, новыми, более высокими технологиями, повышающими и уровень производительности труда, и степень развития производства. Отсюда - другие жизненные стандарты, связанные с более высоким уровнем потребления, новым стилем и образом жизни, комфортом, досугом.

Качественно иным по своим очертаниям выглядит информационное общество. В соответствии с теорией информационного общества К. Оффе, процессора Бременского университета в Германии, можно выделить две главные характеристики этого общества. Во-первых, оно базируется на создании, потреблении и распространении информации, что становится главной формой деятельности значительной части членов данного общества. Во-вторых, его основной фигурой становится человек информирующий, информирующийся и образовывающийся. Поскольку образовательная и самообразовательная деятельность становится доминантой образа жизни человека, создаются тем самым предпосылки к созданию цивилизации образования (взамен цивилизаций сначала труда, затем - досуга, потом потребления).

В концепциях 1980-х гг. особое внимание обращается на гуманизацию основных форм социального и индивидуального бытия в связи с реализацией программ улучшения качества жизни. В этих концепциях подчеркивается резкое усложнение человеческих взаимодействий, активное движение к свободе как главному богатству общества и личности, провозглашается примат общечеловеческих ценностей.

Источник: http://pidruchniki.com.ua/15840720/sots … rovskiy_ge